Космический рейс, снятый на десятилетие позже Аэлиты, можно назвать первым sci-fi'ем, созданным в современной манере. В Московском Институте межпланетных сообщений готовятся к полету на Луну. Лететь намерен престарелый, но бодрый академик Седых, возглавляющий исследовательскую группу. И несмотря на то, что руководство института стремится отправить более молодого и выносливого специалиста, спонтанно возникшая компания авантюристов, состоящая из Седых, аспирантки Марины и пионера Андрюши, все-таки пробирается в ракетоплан и улетает в космос! Если в Аэлите упор был сделан скорее на живописной и актерской выразительности, то создатели Рейса подошли к проблеме демонстрации космического будущего более научно.
Аэлита:
Одно из немногих произведений Советского Кино, активно использовавших достижения художественного авангарда. Изобразительное решение фильма представляет собой сплав элементов экспрессионизма и кубизма. Инженер Лось создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены. Революция на Марсе не удается из-за козней первого министра Эвора и противодействия красавицы Аэлиты - властительницы планеты. В тот момент, когда герои оказываются на краю гибели, Лось просыпается...
Межпланетная революция
Мультфильм Межпланетная революция первоначально задумывалась как эффектная анимационная вставка в Аэлиту, которая снималась в то же самое время. Однако Протазанов решил не усложнять и без того насыщенную картину еще большими формалистическими изысками, и мультипликаторы-новаторы Зенон Комисаренко, Николай Ходатаев и Юрий Меркулов создали совершенно самостоятельный мульт на сходную, но несколько иную тему. Напуганные наступлением пролетариата по планете Земля, империалисты и буржуины всех стран улетают в космос в надежде спасти себя и свои награбленные капиталы. Но в отличие от Аэлиты, где на Марсе происходит стихийное свержение местной монархической власти, в Межпланетной революции трудовой мозолистый кулак настигает капиталистов, попытавшихся укрыться от власти пролетариата в космосе. Мультфильм создан в новаторской для своего времени манере перекладки. Плоские марионетки перекладываются от кадра к кадру так, что возникает эффект движения. В наши дни эта технология используется Юрием Норштейном (Сказка сказок, Ежик в тумане).