Нашумевшая в Европе экранизация одного из самых странных и зловещих романов Ф. М. Достоевского долго шла к российскому зрителю, хотя и появилась в уже сравнительно либеральные времена. Фильму, тем не менее, не очень повезло. В свое время Вайда поставил Бесов на сцене Старого театра в Кракове, чуть позже - в США. За железным занавесом об этом знали мало: считалось, что Достоевский и так достаточно сомнителен, чтобы с ним работал кто-то, кроме проверенных советских мастеров. О соблазне тотальной власти и дьявольской идее всеобщего счастья нельзя было говорить напрямую. Вайда посмел и долгое время оставался в одиночестве. К середине 1980-х его любимые польские актеры постарели, да и французские продюсеры потребовали, чтобы в фильме, снятом на их деньги, были заняты французские звезды. Вайда до сих пор уверен, что у поляков и русских получилось бы лучше, но лучшего фильма по Бесам пока не снято. В том, что здесь актер иногда искренне не понимает, в чем проблема его персонажа, есть нечто очень полезное и поучительное. Хорошо, что мы все такие разные.
Давай по новой: зачем режиссеры делают ремейки своих фильмов Почему режиссеры снимают ремейки собственных фильмов? Объясняем на примере Хичкока, Ханеке, Уэса Андерсона и других.